Виды торможений на лыжах. Зимние спортивные походы Торможение упором на лыжах

Торможения применяются при необходимости сниже­ния скорости или для полной остановки. К основным спо­собам торможений относятся: торможение изменением стойки спуска, «плугом», «полуплугом», упором, торможение палками, торможение падением. Рассмотрим технику выполнения указанных способов торможений.

Торможение изменением стойки спуска. Этот способ применяется на выкате при спусках с гор за счет измене­ния стойки. Например, из низкой стойки лыжник перехо­дит в основную, а затем в высокую, изменяя угол сгибания ног в коленных суставах и выпрямляя туловище.

Рис. 28. Торможение «плугом»

То же самое происходит при разведении пяток лыж в стороны: чем шире «плуг», тем сильнее торможение. Угол разведения лыж и их загрузка зависят от скорости лыжни­ка на спуске, требуемого торможения и характера снежно­го покрова.

Торможение «полуплугом» - разновидность торможе­ния «плугом». Оно применяется только на пологих спус­ках, на равнине или выкатах со спусков и при наличии лыжни. Осуществляется оно следующим образом: одна лыжа остается в лыжне, другая выполняет те же движения, что при торможении «плугом».

Торможение упором (рис. 29). Этот способ применяется при спусках наискось или на ровном раскатанном склоне, а также для резкой остановки на равнине.

Рис.29. Торможение упором

При торможении при спуске на­искось лыжник переносит вес тела на верхнюю (по склону) лыжу, дру­гую ставит на внутреннее ребро пяткой в сторону (в положение упора) и выполняет торможение. При торможении носки лыж нахо­дятся на одном уровне во избежа­ние поворота. Увеличение угла отведения и кантования лыжи уси­ливает торможение. Прекращается торможение, когда лыжа ставится в исходное положение (параллельно).

При торможении на равнине вес тела переносят на внутреннюю лыжу, а внешнюю резко отводят пяткой в сторону и кантуют.

Носок внешней лыжи выдвигают немного вперед, лыж­ника разворачивает, после разворота внутреннюю лыжу приставляют к внешней.

Торможение палками. Этот способ применяется только при небольшой скорости движения. Лыжник резким уда­ром выставляет палки вперед, как бы отталкиваясь от них. Кисти рук находятся несколько дальше друг от друга, чем при выполнении лыжных ходов.

Торможение преднаме­ренным падением (рис. 30). Этот способ приме­няется в исключительных случаях, когда на спуске неожиданно появляется препятствие, а расстояние до него слишком мало и необходимо экстренно остановиться, чтобы не получить травму.

Способ безопасного падения заключается в следующем: перед паде­нием необходимо при­сесть, а затем падать, как бы последовательно са­дясь в снег назад - в сторону - на бедро и на бок. Одновременно лыжи сле­дует развернуть поперек склона. Руки раскинуть в стороны, кольца палок отбросить назад.

Рис. 30. Торможение падением: а - падение; б - вставание

Подняться после паде­ния можно несколькими способами: 1) сесть, по­догнуть ноги, опереться на палки и, держа лыжи на ребрах поперек склона, встать; 2) одной рукой взяться за рукоят­ки палок, другой - за палки у колец (лапок), оттолкнуться и встать; 3) лыжи расположить параллельно, оттолкнуться руками от склона и встать – рис. 30б.

Если при падении лыжи оказались перекрещены, необ­ходимо перевернуться на спину, поднять ноги вверх и при­вести лыжи в нормальное положение. Затем перевернуться на бок, расположить лыжи поперек склона и встать.

ЛЫЖНАЯ ТЕХНИКА

Правильная техника ходьбы на лыжах под рюкзаком, спусков, поворотов, торможения, подъемов, преодоления естественных препятствий - важнейшее условие успешного проведения похода, быстрого движения на маршруте с наименьшей затратой сил, без травм и несчастных случаев. Неумелое владение лыжной техникой, наоборот, резко снижает темп движения, приводит к частым падениям.

Следствием этого могут стать ушибы и поломка лыж. Падение на склоне, кроме того, может послужить причиной схода лавины.

Различие в технической подготовленности участников нередко приводит к растягиванию группы, когда одни убегают далеко вперед, а другие отстают. При спусках менее подготовленные предпочитают преодолевать склон без лыж, что вызывает разрыв группы и затрудняет при необходимости своевременное оказание помощи отставшим, а движения разными путями и нахождение одних туристов над другими потенциально опасно при срывах верхних участников.

Поэтому особой заботой руководителя похода должно стать обучение членов группы наиболее важным приемам лыжной техники, тренировка в овладении ими при движении с тяжелым рюкзаком. Чтобы обеспечить безопасность, исключить возможность травм и сохранить инвентарь, начинать тренироваться надо на ровных пологих склонах и постепенно переходить на более крутые, сложной конфигурации.

ЛЫЖНЫЕ ПОХОДЫ С РЮКЗАКОМ

В туристском походе тяжелый рюкзак, необходимость тропления лыжни и пересеченная местность не позволяют широко использовать скоростные лыжные ходы. Все многообразие их туристская практика свела к рациональным попеременному двухшажному (скользящему) и попеременному четырехшажному («вперекидку») ходу. В отдельных случаях применяются и одновременные ходы.

За основу такой классификации взят характер движения рук: когда отталкивание производится поочередно каждой рукой - ход попеременный, а когда обеими руками сразу - одновременный.

Попеременный (скользящий) ход - основной способ передвижения туристов по ровной и слегка всхолмленной местности при любом снежном покрове. Он заключается в попеременном движении ног и рук (как при ходьбе широким шагом), завершаемым скольжением на лыжах, чему способствуют толчки руками. О хорошей степени владения этим способом свидетельствует скольжение на одной лыже на расстояние 2-3 м (правда, мастера лыжни добиваются наката в 5 м и более). Особенно важно научиться плавно переносить тяжесть тела на выдвигаемую вперед ногу. Другая нога после окончания толчка несколько сгибается в колене (в это время мышцы расслабляются и отдыхают), а запятник лыжи отрывается от снега.

Рис. 1. Попеременный двухшажный ход.

Цикл попеременного хода можно условно разбить на шесть позиций (рис. 1): а - правая нога и выдвинута вперед и на нее начинает переноситься тяжесть наклоняемого по ходу движения тела (положение скольжения на обеих лыжах), правая рука выносится вперед; б - после окончания толчка правая нога из крайнего положения, несколько согнутая в колене (запятник лыжи приподнимается), начинает движение вперед, правая палка штырьком втыкается на уровне носка правого ботинка; в - маховая (правая) нога плавно опускается на снег и проскальзывает вперед, тяжесть тела постепенно начинает переноситься на нее; г - это положение называется перекатом, т. е. скольжение на обеих лыжах в течение некоторого времени. Правая нога продолжает выдвижение вперед. Вес тела пока еще на левой ноге, которая готовится к толчку. Левая рука закончила толчок и с палкой выносится вперед; т, е - левая нога начинает толчок с одновременным завершением толчка правой палкой. Далее все движения повторяются в новом цикле с выдвижением вперед правой ноги и левой руки.

Естественно, степень владения лыжами не у всех одинаковая. Поэтому с некоторыми участниками похода, возможно, придется позаниматься. Начните с позы лыжника, приготовившегося к движению, с имитации толчков руками без палок. После этого отработайте толчки ногами (упражнение «самокат»). Изучение приема завершите попеременным отталкиванием ногами и взмахами руками. Убедившись, что толчковая нога не проскальзывает, тяжесть тела переносится на выдвигаемую вперед ногу плавно, а накат достигает 1 м и более, можно приступить к совершенствованию попеременного двухшажного хода с использованием палок.

Попеременный четырехшажный ход («вперекидку») отличается от скользящего тем, что вначале выполняются два шага без толчков палками. На третьем шаге подтягивается одноименная с ногой рука, толчок которой следует сразу после этого шага. Толчок другой руки завершает четвертый шаг. Характерная ошибка - откидывание палок в сторону и вихляние туловища.

На пологих склонах с плотным снежным покровом можно спускаться коньковым ходом (напоминает движение на коньках) или ускорять передвижение за счет одновременных толчков палками (бесшажный ход). При этом наклон туловища вперед во время завершения толчка палками не должен вызывать сползания рюкзака на шею.

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИИ НА ЛЫЖАХ

Поломка лыж и различные травмы являются, как правило, следствием неумения преодолевать препятствия, встречаемые на лыжне.

Рис. 2. Преодоление канавы и бревна.

Корытообразные канавы несколько уже длины лыж преодолеваются так (рис. 2): одной лыжей следует осторожно съехать в канаву, не допуская упора носком лыжи в противоположный скат, обе палки поставить в середине канавы и, опираясь на них, плавно перенести вторую лыжу через канаву, поставить ее на противоположном скате, перенести на нее тяжесть тела, освободить от нагрузки первую лыжу и продвинуть ее за канаву. Характерная ошибка - попытка поставить лыжу с упором носком и пяткой на скаты канавы, что приводит к поломке лыж.

Для преодоления отдельных поваленных деревьев, буеров и заструг на лыжне надо с подходом к препятствию освободить от нагрузки ногу, сделать ею широкий выпад вперед и поставить лыжу грузовой площадкой на препятствие, после чего, не замедляя темпа движения, приподнять носок второй лыжи, перенести ее над препятствием и опустить за ним (см. рис. 79). Деревья на лыжне можно преодолевать и так: встать боком вплотную к дереву и, опираясь на палки (одну из которых поставить по другую сторону дерева), поочередно перенести лыжи за дерево.

Движение по торосистому льду на лыжах складывается из многократного преодоления больших и малых ям, канав и бугров в лабиринте хаотического нагромождения льдин. При спусках с торосов следует не допускать утыкания с ходу носками лыж в льдины. Лучшая маневренность и большая скорость движения достигаются при использовании несколько укороченных лыж и индивидуальных волокуш типа «торпеда», которые легко проходят по пути лыжника.

Одно из трудоемких препятствий зимнего маршрута - глубокий снег. Скорость группы в этих условиях зависит от физической подготовленности участников и умения выбирать рациональный способ «пробивания» лыжни.

При движении в сторону хорошо видимого дальнего ориентира, по просеке, руслу реки, т. е. когда руководителю нет необходимости постоянно контролировать направление, применяется способ тропления, условно названный «каруселью». Он заключается в поочередной смене направляющих через установленный руководителем промежуток времени. Чем глубже и «тяжелее» снег, тем меньше время тропления одним участником. Сменяться в этом случае могут одновременно двое шедших впереди.

В лесу, в метель и ночью руководитель, если он идет в конце группы, не видит передних участников и не может представить действительного направления их движения. Ему приходится кричать или передавать команды по цепочке, что нередко приводит к путанице. В таких случаях целесообразно разбить группы на подгруппы, например по 3 человека, которые по очереди тропят лыжню. Руководитель, идя за тропящими, видит их всех, и его команды без напряжения голоса достигают непосредственного направляющего. Участвующие в троплении самостоятельно сменяют друг друга, становясь перед руководителем. Уставшая группа по распоряжению руководителя уходит назад, а вместо нее выходит следующая. Этот способ в туристской практике получил наименование «малая карусель».

В очень глубоком и сыром снегу тропление лыжни может возлагаться на 2-3 максимально разгруженных членов группы. Их имущество распределяется между другими участниками, которые двигаются по проторенной лыжне.

В отдельных случаях применяется «челнок»: часть группы, оставив свои рюкзаки, тропит лыжню и, пройдя определенное расстояние, по указанию руководителя сходит с лыжни и возвращается за ними. На месте смены свои рюкзаки оставляет вторая группа и уходит вперед. Первая группа по готовой лыжне догоняет вторую и вновь начинает тропление. В метель, при плохой видимости и в условиях сложного рельефа применять этот способ не следует.

В троплении по решению руководителя и с согласия группы не участвуют те, кто чувствуют себя нездоровыми или сильно уставшими. Они идут в середине группы.

ПРЕОДОЛЕНИЕ СКЛОНОВ НА ЛЫЖАХ

Успешное преодоление различных по крутизне и характеру снежного покрова склонов на лыжах возможно в том случае, когда все участники владеют приемами подъемов, спусков, торможения и поворотов с тяжелым рюкзаком за спиной. Рюкзак, особенно станковый, увеличивает инерционные моменты при эволюциях лыжника и часто приводит к падениям. Поэтому отработанным можно считать тот прием, который успешно выполняется с тяжелым рюкзаком.

Рис. 3. Условные обозначения и термины: 1 - спуск зигзагом; 2 - косой спуск; 3 - прямой спуск; 4 - внутренние: рука, нога, лыжа, ребро лыжи; 5 - внешние: рука, нога, лыжа, ребро лыжи. а - нагрузка на лыжи отсутствует; б - лыжа загружена незначительно; в-на лыжу приходится большая часть веса лыжника.

Учитывая, что подавляющее большинство классифицированных спортивных маршрутов пролегает по горной местности с разнообразными по характеру и сложности склонами, владение приемами горнолыжной техники становится в настоящее время для туристов-лыжников обязательным. Нельзя считать себя по-настоящему подготовленным к таким походам, если нет умения осмысленно и уверенно действовать на сложных склонах, а также без некоторой доработки лыжных креплений. На рис. 80 приведены условные обозначения, облегчающие понимание способов поворотов, торможения и спусков.

ПОДЪЕМЫ

В зависимости от крутизны и протяженности склона, а также характера снежного покрова подъем можно осуществлять ступающим шагом, елочкой, полуелочкой, лесенкой, лесенкой наискось и зигзагом (рис. 4).

Рис. 4. Способы подъема на лыжах в зависимости от крутизны склона.

Ступающим, шагом поднимаются на ровных и пологих склонах. При этом туловище следует наклонять несколько больше вперед, а руками более сильно опираться на палки. При «отдаче» лыжи нужно ставить с прихлопом. Полуелочкой поднимаются на более крутых склонах, двигаясь по ним наискосок: лыжа, находящаяся выше по склону, ставится в направлении движения, а другая - несколько развернутой в сторону. Подъем елочкой применяется на склонах средней крутизны: носки лыж широко разводятся в стороны, и лыжи твердо ставятся на внутренние ребра с поочередной опорой на палки, штырьки которых втыкаются в снег позади лыж. Чтобы носки лыж при перестановке не зарывались в снег, следует одновременно приподнимать носок ботинка и нажимать на пятку.

На крутых и обрывистых склонах лучше всего подниматься лесенкой: стоя боком к склону, последовательно переставлять вверх лыжи и палки. На склонах с твердым снежным покровом лыжу нужно ставить с прихлопыванием на ребро. На широких склонах, когда подъем прямой лесенкой из-за осыпания снега невозможен, подниматься надо лесенкой наискосок - одновременно с подъмом продвигаться несколько вперед.

На длинных нелавиноопасных склонах средней крутизны целесообразно подниматься зигзагом, двигаясь скользящим шагом, полуелочкой или лесенкой наискосок. Чтобы не «подрезать» снега на склоне, отрезки пути от водоворота до поворота нужно прокладывать не более 30 м,- длиной под прикрытием отдельных деревьев, кустов, камней, обледенелых участков. Крутизна пути выбирается такой, чтобы лыжи не скатывались назад и не пришлось «идти на руках», с силой опираясь на палки, что утомительно.

Рис. 5. Поворот на 180° махом.

Перемена направления движения производится поворотом «кругом» спиной к склону. Перед началом поворота необходимо поставить лыжи параллельно склону во избежание соскальзывания вниз. Затем лыжу, расположенную ниже по склону, поднять махом ноги и переставить носком в нужном направлении. При выполнении этого движения надо опереться на палку, воткнутую выше лыжи, а другую - отвести в сторону, чтобы она не мешала переставлять первую лыжу. Далее в нужном направлении переставить и вторую лыжу. Прием выполняется плавно, без рывков (рис. 82). Не рекомендуется разворачиваться из положения «лицом к склону»: в случае потери равновесия падение произойдет на спину вниз по склону, что затруднит быстрое самозадержание. При смене направления существует опасность упасть на товарища, стоящего ниже по склону.

Рис. 6. Подъем зигзагом.


СПУСКИ

Травмы получают в основном во время спусков - расплата за лихачество и неумелое владение приемами спусков, торможения и поворотов, из сочетания которых складывается скатывание на лыжах с гор. В зависимости от крутизны склона и характера снежного покрова выбираются стойка и способ спуска.

Перед началом спуска тросик лыжных креплений необходимо завести за крючки на боках лыжи под серединой ступни ноги.

Рис. 7. Спуск в высокой стойке.

На ровных и пологих склонах с глубоким снегом спускаются обычно в высокой стойке (рис. 7): ноги слегка согнуты в коленях, лыжи поставлены почти вплотную одна к другой, туловище немного наклонено вперед, полусогнутые в локтях руки опущены, палки держатся кольцами назад; во избежание травм старайтесь никогда не выносить их вперед.

В средней стойке спускаются на более крутых склонах: лыжи на ширине 15-20 см, туловище наклонено вперед, ноги согнуты в коленях так, чтобы были видны носки ботинок. Спуск по склону с неоднородным снежным покровом характеризуется увеличением скорости на плотном снегу и резким торможением на рыхлом, что обычно приводит к потере равновесия и падению вперед. Для сохранения устойчивости нужно сделать разножку - одну ногу с лыжей выдвинуть вперед. С увеличением тормозящего момента для погашения рывка тела вперед ногу необходимо выдвинуть еще дальше и больше согнуть в колене.

В низкой стойке спускаются на более крутых склонах типа уступа: необходимо сильно согнуть ноги в коленях, присесть, туловище наклонить и вы нести вперед руки.

Спуск по прямой осуществляют на пологих и хорошо просматриваемых склонах, не допуская сильного разгона. С увеличением скорости надо воспользоваться различными приемами торможения, вплоть до падения, памятуя, что лучше это сделать умышленно, чем потеряв над собой контроль.

На крутых склонах (без признаков лавинной опасности!), когда торможение не обеспечивает желаемой скорости, спускаться следует зигзагом, разворачиваясь в нужном направлении на ходу или после остановки. Каждый участник обычно спускается по своему пути. При спуске по одной лыжне, например в условиях ограниченной видимости, «гасить» скорость можно путем выката одной или обеими лыжами на свежий снег, а также торможением с помощью палок.

Боковым соскальзыванием обычно спускаются с крутых, недлинных склонов, без обрывистых участков. Для этого необходимо поставить лыжи параллельно склону и, нажимая на внешние ребра, уменьшать сцепление лыж со снегом до момента начала скольжения. В случае увеличения скорости следует усилить упор на внутренние ребра лыж. Прием этот может выполняться как при спуске наискосок к склону, так и без продвижения вперед - прямо вниз.

Спуск лесенкой применяется на более крутых склонах, исключающих спуски зигзагом и соскальзыванием. На склоне с рыхлым снегом лыжи необходимо ставить след в след, уплотняя ступеньки и не допуская сползания снега. На склоне с настовым или обледенелым покрытием лыжи ставятся на кант с прихлопыванием. Во всех случаях опора на лыжные палки обязательна. Наиболее распространенная ошибка при спусках - сгибание корпуса до положения «угла» и попытка тормозить палками. Такое положение корпуса не обеспечивает устойчивости, особенно при спусках с рюкзаком, а выставленные вперед палки нередко приводят к серьезным травмам.

Рис. 8. Движение на сложных склонах.

Основное условие успешного движения на сложных склонах, сочетающих уступы, бугры, ямы и встречные склоны, - сохранение постоянного контакта лыж со снегом и устойчивости. Это достигается изменением положения тела с таким расчетом, чтобы центр тяжести всегда находился на одном уровне по высоте, независимо от неровностей склона (рис. 8). Начиная спуск с уступа, нужно присесть и принять низкую стойку, а по мере выполаживания склона - плавно выпрямлять туловище. Подъезжая к бугру, надо согнуть ноги и, освободив лыжи от нагрузки, дать им возможность мягко взойти на бугор, иначе они упрутся в него, скорость резко снизится и лыжник по инерции упадет вперед или будет подброшен за бугром и может упасть. Преодоление ямы сводится к умелому спуску с уступа и вкатыванию на бугор. Спуск с выкатом на встречный склон начинается в средней или низкой стойке, с постепенным выпрямлением туловища по мере выполаживания склона. Перед встречным сконом необходимо вновь сгруппироваться, как перед бугром. С уменьшением скорости на встречном склоне следует быстро развернуться, пользуясь поворотом переступанием, и продолжить спуск в нужном направлении или остановиться на склоне.

ТОРМОЖЕНИЕ

Владение всеми способами торможения позволяет осмысленно регулировать скорость спуска и быстро останавливаться в желаемом месте.

Рис. 9. Торможение полуплугом (односторонний упор).

Торможение полуплугом (односторонний упор) практикуется преимущественно при спусках наискосок по склону. Для торможения запятник лыжи, находящийся ниже по склону, отводят в сторону, а лыжу ставят на ребро; вторая лыжа скользит в направлении движения.

Для более резкого торможения необходимо нажимом каблука ботинка еще больше отвести задник нижней лыжи, поставить ее круче на ребро и усилить давление (рис. 9).

Рис. 10. Торможение плугом (двусторонний упор).

Торможение плугом (двусторонний упор) используется на склонах средней и малой крутизны при прямых спусках: удерживая носки вместе, развести пятки лыж в стороны и поставить лыжи на внутренние ребра, что достигается некоторым сближением коленей и переносом тяжести на пятки. Для усиления эффективности торможения следует сильнее развести запятники лыж и более круто поставить их на внутренние ребра (рис. 10).

Торможение с помощью палок применяется при спусках наискосок к склону или при прямом спуске. Для этого надо сложенные вместе палки воткнуть штырьками в снег и, усиливая вдавливание, замедлять движение. Рука, находящаяся ближе к склону, обхватывает палку сверху, а другая - внизу (рис. 11). Торможение палками между ногами по ряду моментов, в том числе и из-за возможности поломки палок, не желательно.

К остановке падением прибегают в экстренных случаях, когда нужно быстро остановить спуск. Для этого необходимо присесть как можно ниже и свалиться набок, откинув руки с палками назад, распластаться, лыжи поставить поперек направления спуска и, уперев их в снег, затормозить дальнейшее соскальзывание. Характерная ошибка - падение без предварительной группировки тела, что может привести к ушибам (рис. 12).

Рис. 12. Остановка падением: а-приседание перед падением; б-положение упавшего лыжника в момент остановки.

Повороты

Тяжелый рюкзак за спиной и крепления, не обеспечивающие жесткой фиксации ботинка, не позволяют применять повороты, широко распространенные среди горнолыжников. Туристы-лыжники пользуются наиболее простыми Поворотами: переступанием, из положения плуга и полуплуга.

Поворот переступанием используется на небольшой скорости на пологих склонах и при любом характере снежного покрова. Он напоминает движение на коньках, когда более сильные толчки делаются ногой, расположенной на внешней стороне дуги поворота. Для этого надо перенести тяжесть тела на лыжу, которая при повороте будет «наружной», и слегка присесть на нее, подтянуть и развернуть другую лыжу в нужном направлении, перенести на нее тяжесть тела и, скользя на этой (внутренней) лыже, подтянуть другую. Переступание в движении можно выполнять отводя в сторону не носок, а запятники лыж. Этим способом обычно пользуются при движении в лесу и кустарнике.

Рис. 13. Поворот полуплугом (слева) и плугом: а - начало загружения лыжи; б - продолжение усиления нагрузки на лыжу до завершения поворота.

Поворот из положения плуга (рис. 13) обычно применяется после замедления скорости спуска на склонах средней крутизны при любом характере снега. Для поворота, например, влево надо перенести тяжесть тела на правую ногу, поставить лыжу круто на ребро, а левую - разгрузить и, подтянув запятник, поставить параллельно правой.

Поворот из положения полуплуга (рис. 14) выполняется на более высоких скоростях и крутых склонах, когда направление движения необходимо изменять плавными виражами. Начинать его удобней из спуска наискосок к склону: запятник разгруженной «верхней» лыжи следует отвести в сторону, лыжу поставить на ребро и перенести на нее тяжесть тела, а «нижнюю» - поставить на снег плоско и подтянуть запятник, за счет чero и осуществляется поворот.

Вставание после падения при спусках. Туристы-лыжники должны научиться вставать после падений на склонах. Первейшее правило - помощь товарищей упавшему, особенно женщине, обязательна.

Рис. 14. Вставание при падении на склоне с плотным снегом: 1 - палки схвачены рукой снизу; 2 - то же сверху.

При падениях на склонах с глубоким и рыхлым снежным покровом, когда опора на палки не дает эффекта (они проваливаются в снег под нагрузкой), разумней всего снять рюкзак, развернуться так, чтобы лыжи оказались ниже тела и перпендикулярно линии склона, сгруппировать корпус и, опираясь на палки, положенные вместе на снег, встать, отряхнуть снег и надеть рюкзак, попытки встать в таких условиях, не снимая рюкзака, как правило, безуспешны а сил и времени тратится много.

На склоне с твердым снегом следует подтянуть лыжи к корпусу, надежно упереть их в снег и, опираясь на палки, сложенные вместе, подняться (рис. 91). Сильные лыжники делают это, не снимая рюкзака.

Торможения при спусках с гор применяются в тех случаях, когда нужно уменьшить скорость спуска или остановиться.

Торможения выполняются:

1. При помощи лыж, когда обе лыжи или одна скользят под углом по направлению движения (плугом, упором, боковым соскальзыванием)

2. При помощи палок (палки между лыжами, сбоку)

3. Комбинированно (лыжами и палками одновременно).

Чаще всего лыжники пользуются торможением плугом и упором.

ТОРМОЖЕНИЕ ПЛУГОМ . Лыжник плавно раздвигает лыжи пятками в стороны и ставит на ребро, носки лыжи при этом сводятся вместе, колени в этом положении слегка согнуты и несколько сближены.

Кисти рук также слегка сближены и повернуты вовнутрь, так что нижние концы палок расходятся в стороны.

При обучении торможению плугом применяются следующие подготовительные упражнения на месте; учащиеся по команде принимают положение плуга, преподаватель проверяет правильность этого упражнения и исправляет ошибки.

Так проделывается несколько раз, после чего переходят к торможению во время спуска.

Чем шире плуг, тем сильнее торможение.

Типичные ошибки при обучении торможению плугом:

1) Носки лыж не сведены вместе, из-за этого лыжи разъезжаются в стороны, и лыжник падает.

2) Давление на одну лыжу больше, чем на другую. Это вызывает поворот в сторону.

3) Недостаточное разведение пяток лыж в сторону.

4) Недостаточное сгибание ног.

5) Резкое торможение на глубоком снегу, что приводит к падению вперед.

В конце обучения следует установить на склоне ориентиры (флажки) и учить проходить определенные отрезки дистанции с различной скоростью, а также останавливаться в определенном месте.

ТОРМОЖЕНИЕ УПОРОМ применяется во время спуска в косом направлении.

Для торможения задний конец нижней лыжи отводится вперед - в сторону и ставится на ребро, носки лыж сближены.

Верхняя нога сильнее сгибается в колене, и на нее переноситься тяжесть тела.

Предварительно учат принимать положение упора на ровном месте.

Типичные ошибки:

1) Сгибание отведенной в сторону ноги в колене.

2) Недостаточный перенос веса тела на верхнюю ногу и ее выпрямление.

3) Перенос веса тела на нижнюю ногу.

4) Разведение лыж в сторону.

Устранению ошибок в торможении упором помогают подготовительные упражнения на месте.


Анализ техники ПОПЕРЕМЕННОГО ЧЕТЫРЕХШАЖНОГО ХОДА. Методика обучения. Типичные ошибки и их исправление.

Цикл движений попеременного четырехшажного хода состоит из четырех скользящих шагов и двух попеременных отталкивании руками на два последних шага.

Длина – 7-10м, средняя скорость в цикле на равнине - 4,0- 6,0 м/с,

Одновременно с первым толчком ногой гонщик выносит вперед-вверх одноименную руку с палкой. Толчок ногой в этом ходе делается так же, как и в двухшажном попеременном. К окончанию толчка лыжник должен поднять кисть выносимой вперед полусогнутой руки до уровня плеч. Нижний конец палки при этом обращен назад.

С окончанием толчка ногой и выноса одноименной руки гонщик начинает скользить на одной ноге и выносить вперед вторую руку и освободившуюся после толчка ногу.

Делается эти с таким расчетом, чтобы к концу второго толчка ногой рука и нога закончили движение одновременно.

Во время выноса второй руки и ноги после первого толчка лыжник рукой, начавшей движение раньше, переводит палку в положение кольцом вперед.

После окончания второго толчка гонщик готовится к третьему толчку ногой.

С началом третьего толчка одноименную толчковой ноге палку следует ставить в положение кольцом от себя. На протяжении третьего толчка ногой она ставится под острым углом.

Четвертый толчок ногой лыжник делает аналогично третьему. С началом его лыжник ставит в снег палку для второго толчка рукой. Во время четвертого толчка ногой он делает движение другой рукой, похожее на движение первой руки в момент третьего толчка ногой, а поэтому к окончанию четвертого толчка ногой создаются условия для начала толчка второй рукой.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Попеременный четырехшажный ход по своему ритму довольно сложен.

Цикл движений в этом ходе состоит из поочередных четырех шагов и двух попеременных толчков палками на два последних шага. Вынос палок перед отталкиванием выполняется поочередно на первые два шага в цикле хода.

При передвижении по равнине лыжник проходит за цикл до 8-10 м при средней скорости 4-6 м/с. Чаще всего попеременный четырехшажный ход применяется на равнине и пологих подъемах при плохой опоре для палок (при движении с рюкзаком в туристских походах), когда передвижение попеременным двухшажным ходом и одновременными ходами затруднено. По координации этот способ передвижения является одним из самых сложных.

В начале следует попытаться обучить школьников данному ходу, применяя целостный метод обучения.

Порой это приносит желаемые результаты, учитывая то, что школьники большую часть элементов попеременного четыоехшажного хода уже освоили, изучив попеременный двухшажный ход.

Затем ученикам предлагается самостоятельно выполнить этот ход в целом на учебном кругу.

Передвигаясь по учебному кругу, ученики по полученному представлению пытаются выполнять ход в целом. В первое время не следует требовать от учеников точности движений во всех элементах хода, главное здесь - освоить хотя бы общую схему координации движений, согласованность в работе рук и ног. Пусть ученики пройдут несколько кругов, не оставляя попыток наладить согласованность движений. В это время можно на ходу поправлять учащихся, подсказывать им отдельные моменты, давать указания.

Порой целесообразно сопровождать движения командами "Вынос-вынос!" "Толчок-толчок!" Очень важно, чтобы эти команды были поданы своевременно в сочетании с работой ног - на каждый шаг.

В этом ходе вынос палок несколько замедленный, а ученики порой допускают ошибку, которая нарушает всю координацию движений, - сразу на один шаг выносят палку вперед и удерживают ее в статическом положении; аналогичное движение выполняется и другой рукой.

Исправить указанный недостаток и добиться согласбванности позволяет следующий методический прием.

Учитель предлагает школьникам выносить палки маятникообразным движением с большей, чем необходимо, амплитудой: вперед до горизонтального положения и даже чуть вверх.

Затем палка спускается вниз и ставится на снег. Такое движение отнимает больше времени, и ученики своевременно выполняют длинные скользящие шаги.

В дальнейшем обучение идет по пути устранения ошибок в цикпе хода и его совершенствования в различных условиях. Затем ученики пробуют сами это сделать по команде учителя.

Целесообразно впереди шеренги обучающихся поставить школьника, хорошо владеющего ходом.

Движения по разделениям выполняются следующим образом: на счет "раз" - шаг правой в положении одноопорного скольжения (закончен толчок левой ногой и правой рукой) и вынос вперед левой палки; на счет "два" - шаг левой ногой и вынос вперед правой палки; на счет "три" - шаг правой ногой и постановка левой палки на снег; на промежуточный счет "и" - толчок левой палкой, который несколько опережает толчок ногой; на счет "четыре" - вновь шаг левой ногой, на снег, ставится правая палка, положение скольжения на левой лыже; на промежуточный счет "и" -толчок правой палкой.

Когда ученики овладевают полной координацией движений в переменном четырехшажном ходе, можно приступить к его совершенствованию на учебной лыжне с разнообразным рельефом.

При совершенствовании хода в целом обращается внимание на усиление толчков руками и ногами и удлинение скользящих шагов (все это повышает скорость передвижения).

При изучении попеременного четырехшажного хода у учащихся могут появляться следующие ошибки : отсутствие согласованности в движениях рук со скользящими шагами, передвижение на прямых или недостаточно согнутых ногах, подпрыгивающий ход, общая скованность движений, непрямолинейный вынос палок, короткие "подбегающие" шаги, напряженный вынос палок.

Устранение указанных ошибок происходит на учебном круге. Учитель останавливает учеников, делающих ошибки, объясняет и показывает правильные движения. Иногда целесообразно вновь вернуться к расчлененному методу и к движениям под счет или даже повторить скользящий шаг с короткими отталкиваниями палками на третий-четвертый шаг в цикле хода.



©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12

Беговые лыжи являются одним из популярнейших зимних видов спорта. От горных лыж он отличается техникой и используемым снаряжением. Научиться кататься может каждый – это совершенно не сложно. В этой статье мы вам обо всем расскажем.

Где лучше учиться кататься на лыжах новичку?

Выбирая, где кататься на беговых лыжах, выбирайте близлежащий парк или на стадион. Если до вас никто не катался и лыжни нет, вам нужно будет ее проложить. Лучше выбирайте не заснеженную целину, а места с уплотненным снегом, где скольжение будет более легким, а палки не будут сильно проваливаться. Прокладывайте лыжню таким образом, чтобы у вас на пути был один-два длинных (около 50 метров), но не очень крутых подъема. При езде в горку вы хорошо укрепите мышцы.

Отлично, если есть возможность заниматься на лыжной базе. Снег здесь укатывают специальные машины, а лыжня прорезается резаком. Вам не будут мешать ни кусты, ни кочки, ни камни.

Техника катания на беговых лыжах

Сначала необходимо хорошенько размяться и разогреться. Потянитесь и напрягите все мышечные группы на ногах и руках. Особое внимание уделите растяжке бедер и голеней, а также разминке суставов ног и рук. Это позволит вам лучше контролировать движения тела.

Катание на беговых лыжах начинается с освоения правильной стойки: ваши колени, плечи и стопы должны находиться в одной вертикальной плоскости. Одна из частых ошибок новичков заключается в том, что они используют «заднюю стойку». Центр тяжести смещается назад, а шансы упасть и получить травму заметно возрастают.

Во избежание падений при обучении технике катания на лыжах нужно постоянно представлять, будто у вас за спиной стоит что-то, на что нельзя ни в коем случае сесть. Ноги слегка согните в коленях, но не смещайтесь назад – вы должны видеть кисти рук. Локти слегка прижмите к бокам своего тела. Зафиксируйте положение и повторяйте его почаще. Важно также научиться правильно падать, и об этом мы подробнее расскажем в конце статьи.

Существует два основных стиля катания на беговых лыжах:

Классический. Он задействует все мышечные группы – и нижние, и верхние.
- Коньковый ход. В основном укрепляет внутренние мышцы бедра и бока корпуса.

Сегодня мы поговорим о классическом ходе на беговых лыжах. Встав на лыжи и заняв правильную стойку, попробуйте немного поскользить. Просто резко поочередно передвиньте ноги вперед, и вы поймете, какие усилия необходимо прикладывать для скольжения. Вы поймете, что для движения вперед требуется напрягать ноги. Начинать обучение катанию на беговых лыжах можно без палок.

Для движения следует левую ногу двинуть вперед, а правой надавить вниз. Не пытайтесь оттолкнуться, а просто надавите. Далее перенесите вес на левую ногу, приподняв вторую лыжу над трассой. Руки должны повторять движения ног. Если вы начали движение с правой ноги, правая рука должна быть впереди, а левая позади тела. Для продолжения движения оттолкнитесь левой лыжей и продолжайте скользить. Поймав ритм, процесс скольжения сильно облегчится.

Когда научитесь уверенно скользить по снегу, возьмите палки. Начав движение толчком правой ноги в снег и перенеся вес на левую, воткните левую палку и сделайте толчок – вы ускоритесь. При отталкивании левой ногой ускоряйтесь правой палкой. При движении палки втыкайте поближе к себе и не вытягивайте руки.

Когда на пути попадается небольшой пригорок, взбирайтесь на него «елочкой». Выверните носки наружу, а лодыжки держите внутрь, чтобы края лыж лучше впивались в снег для лучшего сцепления. Равновесие поддерживайте с помощью палок, перенося на них часть веса тела.

Поднявшись на пригорок, с него придется спуститься. Наклонитесь вперед, но не слишком сильно, иначе можете потерять равновесие. Поначалу направляйте концы лыж так, чтобы они втыкались в снег ближним краем, и медленно спускайтесь небольшими шажками.

Как научиться выполнять на лыжах повороты и торможение

Научиться безопасно кататься на лыжах невозможно, не научившись правильно поворачивать, тормозить и падать.

Повороты

Научиться поворачивать нетрудно, но нужно потренироваться, отработав основные приемы. При движении на ровной поверхности или пологих склонах можно использовать метод поворота переступанием. Чтобы повернуть налево, необходимо перенести массу тела на правую ногу, а левую отставить под углом в сторону, и подтянуть к ней правую и т.д. Не ставьте лыжу под сильным углом, чтобы не упасть, а для быстрого поворота нужно просто чаще переступать.

Торможение

Наиболее популярным способом торможения на беговых лыжах является так называемый «плуг». Для сброса скорости или остановки необходимо пружинисто выпрямить ноги и, переместив массу тела с пяток на носки, сильным нажимом развести задние концы лыж. Они станут на внутренние ребра, а носки совместятся. Колени при этом нужно свести, а вес тела распределить на обе лыжи и слегка отклониться назад. Для усиления торможения следует разводить лыжи сильнее и больше ставить их на ребра.

Как правильно падать при катании на лыжах

Независимо от стиля катания, каждый лыжник должен уметь правильно падать, поэтому если вы решили покататься на беговых лыжах, убедитесь, что вы знакомы с техникой правильного падения.

При обучении катанию на беговых лыжах важно отработать несколько приемов, которые сделают езду безопасной и более комфортной. Падение лучше совершать на бок, широко раскидывая руки. При падении необходимо напрягать мышцы, что предотвратит вращение на склонах, а на ровной поверхности защитит от травм. Необходимо несколько раз отработать падения, научившись их контролировать. Источник -

Торможение

Владение всеми способами торможения позволяет осмысленно регулировать скорость спуска и быстро останавливаться в желаемом месте.

Торможение полуплугом (односторонний упор) практикуется преимущественно при спусках наискосок по склону. Для торможения запятник лыжи, находящийся ниже по склону, отводят в сторону, а лыжу ставят на ребро; вторая лыжа скользит в направлении движения.

Для более резкого торможения необходимо нажимом каблука ботинка еще больше отвести задник нижней лыжи, поставить ее круче на ребро и усилить давление (рис. 86).

Рис. 86. Торможение полуплугом (односторонний упор)

Торможение плугом (двусторонний упор) используется на склонах средней и малой крутизны при прямых спусках: удерживая носки вместе, развести пятки лыж в стороны и поставить лыжи на внутренние ребра, что достигается некоторым сближением коленей и переносом тяжести на пятки. Для усиления эффективности торможения следует сильнее развести запятники лыж и более круто поставить их на внутренние ребра (рис. 87).


Рис. 87. Торможение плугом (двусторонний упор)

Торможение с помощью палок применяется при спусках наискосок к склону или при прямом спуске. Для этого надо сложенные вместе палки воткнуть штырьками в снег и, усиливая вдавливание, замедлять движение. Рука, находящаяся ближе к склону, обхватывает палку сверху. а другая - внизу (рис. 88). Торможение палками между ногами по ряду моментов, в том числе и из-за возможности поломки палок, не желательно.


Рис. 88. Торможение с помощью палок

К остановке падением прибегают в экстренных случаях, когда нужно быстро остановить спуск. Для этого необходимо присесть как можно ниже и свалиться набок, откинув руки с палками назад, распластаться, лыжи поставить поперек направления спуска и, уперев их в снег, затормозить дальнейшее соскальзывание. Характерная ошибка - падение без предварительной группировки тела, что может привести к ушибам (рис. 89).